Пока четвёртая часть Fallout переживает свои последние приготовления к выходу в свет, публика коротает время разными способами. Кто-то мог начать повторные прохождения всей серии, начиная с первых изометрических игр, кто-то - отвлекается на смежные по теме проекты, типа Wasteland 2.
Издательство Bethesda Softworks в рамках рекламной кампании по раскрутке и подготовке аудитории к новому Fallout 4 запустило для мобильных устройств небольшую и простенькую забаву - Fallout Shelter. По сути своей - это упрощенная стратегия, где игроку отводится роль Смотрителя собственного Убежища.
Должен сказать, к проекту изначально не проявил особого интереса. Выход был намечен на август 2015 года. Далее с игрой случился ряд интересных новостей. Fallout Shelter - внезапно и для самих разработчиков - снискала неплохую популярность и дала приятную для их счетов прибыль (сама по себе Fallout Shelter бесплатна, но как водится со времён всяких "ферм", здесь есть покупка виртуальных объектов за реальные деньги для нетерпеливых игроков или охотников за виртуальными финтифлюшками).
Такой успех стал хорошим стимулом продолжить техническую поддержку проекта. И вот недавно состоялось обновление до версии v1.2, привнёсшее с собой и официальный русский перевод.
Хотя, в принципе, правила игры просты и понятны были бы и на английском языке (да и самопальные русификации не равнодушные люди быстро подготовили), особенно для мало-мальски опытных игроков, знакомых хотя бы с такими военно-экономическими стратегиями как серия The Settlers или играми с непрямым контролем (Dungeon keeper). Тем не менее, приятнее не отвлекаться на настройку сторонних русификаторов, а получить всё сразу в одном приложении. Это, очевидно, пополнит число активных игроков
Правда, реализация игры на мобильных устройствах вдобавок роднит её с... тамагочи.
Итак, было решено наконец и самому ознакомиться с этой забавой (тем более, что всё вышеназванное - тамагочи, непрямой контроль и прочее - я люблю).
Приложение требует 156 Мб памяти для записи на устройстве и хранения своих данных. Плюс будет использоваться социальный аккаунт: в случае OS Android - это Google+. Настройки позволят отрегулировать выводить ли игре в вашу ленту те или иные свои сообщения или нет.
Начинается Fallout Shelter с выбора номера для вашего Убежища. Лично заморачиваться с этим не стал и оставил рождённый игровым генератором случайных чисел набор цифр. Далее игра заботливо проводит экспресс-обучение с поясняющими подсказками и подсветкой нужных кнопок. В дальнейшем эти подсказки можно отключить в настройках, но на мой взгляд они могут пригодится для своевременного уведомления об открытии новых функций Убежища и их назначении, чтобы сразу принять решение о стратегии дальнейшего развития.
Каждое помещение здесь что-то производит. С производством ресурса справится в общем-то любой житель, но у всех есть свой набор параметров знаменитой системы S.P.E.C.I.A.L. (Strength - сила, Perception - восприятие, Endurance - выносливость, Charisma - обаяние, Intelligence - интеллект, Agility - ловкость, Luck - удача). И каждое помещение требует к себе особый подход по тому или иному параметру. Работающие жители получают опыт и время от времени (как мне показалось) растят свои параметры. Вдобавок, житель работающий в помещении для которого у него есть высокий требуемый параметр, будет счастлив на своей работе.
Для базового существования необходимо три компонента:
- Энергия для работы Убежища;
- Пища для жизни людей;
- Очистка воды для избегания облучения;
Новые возможности и запросы населения становятся доступны при увеличении числа проживающих в Убежище людей и, конечно, при накоплении крышечек для постройки новых помещений. Естественно, тут-то и подстерегает соблазн вбрасывать деньги в экран устройства, так как за каждое успешное событие игры крышечек капает по чуть-чуть. Тем не менее, совсем не обязательно переводить в игру реальную валюту.
От тамагочи игра унаследовала течение собственной жизни. Постоянно контролировать все процессы не приходится - пока вы не смотрите за вашим Убежищем его жизнь протекает мирно и без серьёзных потрясений. Другое дело, что развитие будет вялым.
Игрок же, не отключающий игру в спящий режим, проконтролирует быстрый сбор ресурсов и примет несколько очередных решений: назвать родившихся детей, отправить или отозвать кого-то из разведки по Пустоши, построить новое или улучшить имеющееся помещение и так далее. После чего можно снова отложить устройство в сторону. Но весь значительный прогресс происходит под надзором игрока. В то же время, в отличие от тех же тамагочи, за ночь с Убежищем ничего страшного не произойдёт. (Был, был у автора скромный опыт тамагочи - встряхивать виртуальное животное приходилось весьма часто, чтобы не подохло). Как пример: даже отправленный в Пустоши житель Убежища хотя и помер там за ночь, был успешно оживлён за символическую оплату в крышечках и возвратился обратно. И даже без потери собранной им добычи.
Но это стезя казуальной части игры. Желающие принять вызов, могут начать новую игру и включить режим "Выживания", в котором не только чаще происходят стрессовые ситуации, но и смерть жителя - окончательна.
Как уже было сказано выше, игра будет мягко подталкивать к вложению реальных денег. Но позабавиться забесплатно в ожидании Fallout 4 вполне возможно, благо здесь есть система достижений и система так называемых задач (по сути те же достижения, в духе собрать первые 50 единиц пищи, первые 100, первые 200; продать первый предмет инвентаря... и так далее). Каждое подобное событие поощряется неплохим бонусом, которого хватит для нового витка развития Убежища. Плюс, время от времени падают ланчбоксы: щедрая коробочка, содержит в себе не только крышечки, но и предметы инвентаря или ценного жителя с хорошими параметрами S.P.E.C.I.A.L. Ещё одно поощрение - каждодневная инспекция, фиксирующая уровень счастья Убежища и ставящая оценку вместе с призом.
Со временем в Убежище вы будете производить стимпаки и антирадины - тем самым разрешится проблема с ранениями жителей из-за всяких ЧП. Тренировочные центры помогут создавать специалистов по нужному параметру S.P.E.C.I.A.L. А ещё Убежище предстоит защищать от набегов бандитов. Так как у нас контроль непрямой, главное выдать кому-то оружие и броню (если такая найдётся) и отправить в караул.
Если подводить итоги, то получается, что Fallout Shelter оказывается довольно приятной игрой в своей категории. Особенно принимая во внимание, что игра создавалась всего лишь как часть рекламной кампании продвижения Fallout 4 и запросто могла бы оказаться халтуркой. Звёзд с неба не хватает и совсем не шедевр, а тем не менее - хороший кандидат на установку в мобильное устройство.